')://-->

СОДЕРЖАНИЕ

Главная (+0/0/56)


Последние комментарии
Обратная связь


Обратная связь

 

Реклама

Друзья сайта

Статистика

Rambler's Top100

Полезное

Реклама




Основы методики анализа баланса в экономически развитых странах Категория

Statti | 19 февраля 2010 | Комментариев: 0 | Бухгалтерский учёт » Как читать бухгалтерский баланс

Анализ бухгалтерской отчетности начинается с ознакомления с аудиторским отчетом. Основная цель аудиторского отчета — подтвердить, что бухгалтерская отчетность составлена в соответствии с общепринятыми учетными принципами. В частности, это означает, что в балансе не указаны несуществующие активы, в полном объеме приведены обязательства предприятия, правильно классифицированы долгосрочные и краткосрочные кредиты и т. п. Помимо публикуемого отчета аудитора, короткого по содержанию, руководству предприятия представляется также подробный аналитический аудиторский отчет, имеющий конфиденциальный характер и поэтому используемый только для внутреннего анализа.

В процессе анализа особое внимание должно уделяться ознакомлению с используемыми на предприятии учетными методами. В соответствующем разделе годового отчета приводится описание используемых методик начисления амортизации, методов оценки производственных запасов, особенностей порядка налогообложения. Здесь же объясняются причины изменения отдельных учетных методов, применявшихся в предшествующем периоде.

В процессе чтения бухгалтерской отчетности аналитик должен составить общий предварительный вывод о финансовом состоянии предприятия. Все расшифровки и пояснения к бухгалтерскому балансу, приводимые в специальном разделе годового отчета, рассматриваются как неотъемлемая часть баланса и также должны подвергаться анализу. Особое внимание уделяется резким отличиям отдельных статей и показателей отчетности.

Данные о деятельности предприятия и ее результатах в годовом отчете приводятся в динамике, что позволяет проанализировать тенденции изменения важнейших статей и показателей баланса, рассчитать систему базисных и цепных индексов, выполнить горизонтальный и вертикальный анализ баланса и отчета о финансовых результатах.

Основные и достаточно подробные выводы о финансовом состоянии предприятия могут быть получены в результате анализа коэффициентов.

Количество коэффициентов, которые могут быть рассчитаны по данным бухгалтерской отчетности, велико. Каждый пользователь выбирает те показатели, которые представляют для него особый интерес. В силу своей универсальности некоторые коэффициенты полезны для всех пользователей, вместе с тем в каждом отдельном случае совокупность используемых показателей имеет индивидуальный характер. Охарактеризуем ряд коэффициентов, наиболее часто встречающихся в зарубежной практике.

Как правило, выделяют пять групп показателей, позволяющих выполнять следующий анализ.

  1. Анализ ликвидности. Показатели этой группы позволяют проанализировать способность предприятия отвечать по своим текущим обязательствам. Это коэффициенты покрытия (отношение текущих активов к текущим обязательствам), быстрой ликвидности (отношение мобильных активов к текущим обязательствам), маневренности оборотных средств (доля товарно-материальных ценностей в общей сумме собственного оборотного капитала) и др.
  2. Анализ деятельности. Показатели этой группы характеризуют эффективность производственного цикла: оборот счетов к получению (отношение объема продаж, уменьшенного на величину реализации за наличный расчет, к сумме дебиторской задолженности), оборот инвентаря (отношение затрат на реализованную продукцию к средней величине запасов, незавершенного производства, готовой продукции), операционный цикл (общая сумма времени обращения счетов к получению и инвентаря) и др.
  3. Анализ стриктуры капитала. С помощью этих показателей оценивается динамика соотношения источников средств: доля заемных средств, доля долгосрочных кредитов в общей сумме основных средств и вложений, соотношение между собственными и заемные ми средствами и т. д.
  4. Анализ рентабельности. Показатели этой группы предназначены для оценки общей эффективности хозяйственной деятельности. Сюда относятся: уровень валового дохода (отношение валового дохода к объему реализации), показатель использования активов (отношение объема реализации к средней величине активов предприятия), коэффициент рентабельности активов (отношение чистой прибыли к средней величине активов предприятия), коэффициент рентабельности собственного капитала (отношение чистой прибыли к средней величине собственных средств предприятия) и др.
  5. Анализ рыночной активности. Показатели этой группы представляют интерес для акционеров, позволяя оценить отдачу на свой капитал, вложенный в активы предприятия. Сюда относятся: доход на акцию (отношение чистой прибыли к общему числу обыкновенных акций), ценность акций (отношение рыночной цены акции к доходу на акцию), рентабельность акции (отношение дивиденда, выплачиваемого по акции, к ее рыночной цене), дивидендный выход (отношение дивиденда, выплачиваемого по акции, к доходу на акцию) и др.

Коэффициенты, рассматриваемые изолированно, беспомощны. Только используя их в пространственно-временных сопоставлениях, можно достичь желаемой цели, принять обоснованные управленческие решения. Используя аналитические коэффициенты для принятия управленческих решений, необходимо помнить о некоторых их особенностях:

  • определенным недостатком является тот факт, что все расчеты основаны на учетных данных, а не на рыночных оценках активов предприятия;
  • коэффициенты дают усредненную характеристику финансового положения предприятия, причем по результатам уже законченных хозяйственных операций, т. е. большинство коэффициентов историчны по своей природе;
  • методика расчета коэффициентов может несколько варьировать, и это необходимо иметь в виду, проводя сравнения коэффициентов по различным предприятиям;
  • на значения коэффициентов могут оказывать существенное влияние используемые на данном предприятии методы оценки основных средств, производственных запасов. Это необходимо учитывать при проведении пространственно-временных сопоставлений.

Поиск дополнительной информации о предприятии при необходимости может осуществляться аналитиком различными способами, включая ознакомление со статистическими сборниками, конъюнктурными обзорами, газетами, рекламой и др.

Предыдущая страница | Страница 2 из 3 | Следующая страница