Обеспечение планомерной работы по повышению качества действующих норм затрат труда требует создания и постоянного функционирования системы контроля за состоянием нормирования.
Анализ практики изменения норм на предприятиях показывает, что систематичность контроля за качеством действующих норм во многих случаях не обеспечивается. В результате выявленные устаревшие нормы нередко не заменяются технически обоснованными, а лишь несколько ужесточаются исходя из задания по снижению трудоемкости продукции. Это ограничивает возможность широкого внедрения технически обоснованных норм и, следовательно, сдерживает рост эффективности производства.
В значительной мере указанные недостатки обусловливаются несовершенством имеющихся методических рекомендаций. По нашему мнению, в каждой отрасли необходимо создать действенные формы контроля (подсистемы контроля) за качеством разработки календарных планов замены и пересмотра норм на предприятиях, выполнением календарных планов замены и пересмотра норм, а также реализацией содержащихся в коллективных договорах предприятий взаимных обязательств администрации, рабочих и служащих по снижению трудоемкости продукции, повышению уровня нормирования и производительности труда, выявлению и использованию резервов снижения трудовых затрат. Перечисленные формы (подсистемы) должны являться составными частями общей отраслевой системы контроля за состоянием нормирования труда. Контроль следует производить на основе анализа форм статистической и оперативной отчетности, материалов первичного учета, проведения выборочных проверок на предприятиях.
Целевая направленность и информационная база контроля определяют содержание и порядок проведения этой работы.
Контролирующими органами должны являться соответственно: отдел труда и заработной платы (ОТиЗ) и комитет профсоюза производственного объединения, комбината, предприятия;
ОТиЗ и республиканский комитет профсоюза, республиканское министерство (ведомство);
управление по труду.
Контроль за качеством разработки и выполнением календарного плана на уровне производственного объединения, комбината, предприятия, в подразделениях предприятия должен осуществлять ОТиЗ. В случаях когда последний является разработчиком плана, функции контроля могут быть возложены на общественные организации. Основная форма контроля - специальные проверки, которые следует проводить 3 раза в год (в апреле, июле, октябре).
Контроль за качеством разработки календарного плана должен прежде всего включать анализ его содержания, сроков и порядка разработки с точки зрения их соответствия отраслевым методическим указаниям. В процессе контроля важно оценить, насколько полно при разработке плана были учтены имеющиеся на предприятии возможности повышения качества действующих норм. В этой связи критическому анализу следует подвергнуть планируемые показатели увеличения удельного веса технически обоснованных норм, внедрения межотраслевых и отраслевых нормативов, повышения напряженности действующих норм и т. д.
Важным критерием оценки качества разработки календарного плана замены и пересмотра норм, производимой на уровне производственного объединения, комбината, предприятия, должна быть также степень его взаимоувязки с планом оргтехмероприятий, планом НОТ и другими разделами техпромфинплана.
В процессе контроля за выполнением календарного плана анализируются: степень выполнения заданий вышестоящей организации по снижению трудоемкости продукции, росту производительности труда, полнота выполнения позиций календарного плана, соблюдение сроков замены и пересмотра норм, соответствие фактической величины изменения норм, предусмотренной планом.
При несоблюдении сроков изменения норм, невыполнении тех или иных позиций календарного плана необходимо выявлять причины таких нарушений. По результатам контроля работниками ОТиЗ должны составляться соответствующие акты проверки с предложениями по устранению выявленных недостатков и направляться руководству предприятия.
Контроль за качеством разработки календарного плана замены и пересмотра норм предприятия на следующий год и выполнением календарного плана текущего года должен осуществляться соответствующим ОТиЗом два раза в год (по данным за апрель и октябрь месяцы). Информационной базой могут в данном случае служить данные, получаемые с предприятий (график проверки качества норм, проект календарного -плана), копии формы № 4-Т и формы № 7-ТП (для предприятий машиностроения). Качество разработки календарного плана замены и пересмотра норм на следующий год необходимо оценить с точки зрения соблюдения основных требований к его составлению, обеспечения выполнения заданий по снижению трудоемкости продукции и росту производительности труда, а также степени использования имеющихся на предприятии возможностей повышения качества действующих норм.
Промышленные объединения должны осуществлять контроль и за выполнением на предприятиях календарного плана замены и пересмотра норм — в целом и по основным разделам. В случае выявления отклонений в разработке или выполнении календарного плана предприятия ему следует направить указание о необходимости устранения выявленных недостатков и улучшении работы в данной области. Возможно при необходимости проведение выборочных проверок состояния работы по разработке и выполнению календарного плана на отдельных предприятиях.
Контроль за выполнением календарного плана должен включать и проверку выполнения принимаемых в коллективных договорах взаимных обязательств администрации, рабочих и служащих по снижению трудоемкости продукции, повышению уровня нормирования и производительности труда.
Осуществление на практике систематического контроля за качеством действующих на предприятии норм с учетом указанных принципов обеспечит единство методов и повышение качества работы по их замене и пересмотру.