')://-->
Новости СМИ2

СОДЕРЖАНИЕ

Главная (+0/0/72)


Последние комментарии
Обратная связь


Обратная связь

 

Реклама

Новости СМИ2

Друзья сайта

/engine/modules/textlinkads.php

Статистика

Rambler's Top100

Полезное

Реклама




Мотивация персонала как составляющая рыночных отношений Категория

Statti | 29 апреля 2009 | Комментариев: 0 | Управление персоналом / кадрами » Мотивация персонала

Мотив – это побуждение человека к определенному типу поведения для удовлетворения возникающих потребностей. Данное понятие включает целую гамму опосредствованных звеньев: интересов, идеалов, ценностных ориентации, целевых установок и др., которые при определенных условиях становятся побудительными элементами индивидуального поведения.
Мотивов, определяющих поведение человека, - бесчисленное множество, и вполне логично, что в научной литературе, особенно в области организационной психологии, уже давно предпринимаются попытки их систематизации.

Классификация мотивов:
1) в зависимости от субъекта:

  •  индивидуальные;
  •  групповые;
  •  мотивы больших социальных общностей.

2) по объекту насыщения потребностей:

  •  материальные,
  •  социальные,
  •  духовные.

Материальные мотивы бывают коллективные и общественные. К духовным относят интеллектуальные, творческие и эстетические мотивы. Социальные мотивы связаны с социальными потребностями индивидов (например, с получением престижной работы, возможностью общения).

3) по основным видам деятельности:

  •  познавательно-преобразовательные,
  •  практически-преобразовательные,
  •  коммуникативные.

4) по иерархии - от наиболее общих, характеризующих направленность деятельности субъекта (концепция жизни, система ценностей), до ситуативных, связанных с удовлетворением частных потребностей в данной конкретной ситуации.

Разработка мотивационной теории невозможна без учета функций, которые выполняют мотивы. К ним относят следующие функции мотивов:.

  1.  Побуждающая — мотивы вызывают и обусловливают активность объекта деятельности.
  2.  Регулирующая - связана с доминированием в регуляции поведения тех или иных мотивов, с блокированием одних действий и принятием о начале других.
  3.  Направляющая - под влиянием мотивов  происходит выбор субъектом вида деятельности для достижения им конкретных целей.
  4.  Коммуникативная - определяет различные возможности для общения и связей членов коллектива.
  5.  Корректирующая - при помощи систем мотивов корректируются старые и формируются новые идеалы, нормы, ценностные ориентации.

Мотивация -  совокупность внутренних и внешних сил, которые побуждают человека к деятельности,  определяют его поведение, формы деятельности, придают этой деятельности целенаправленный характер, ориентируют на достижение личностных целей и целей организации.

Мотивация персонала выключает:

  1.  мотивацию трудовой деятельности (побуждение персонала к эффективной трудовой деятельности, что в свою очередь обеспечивает вознаграждение и удовлетворяет имеющиеся потребности).
  2.  мотивацию стабильной и продуктивной занятости,
  3.  мотивацию развития конкурентоспособности работника,
  4.  мотивацию освоения средств производства,
  5.  мотивацию выбора нового места работы и т.д.

Действие факторов, влияющих на трудовую мотивацию, тесно переплетено, зачастую взаимообусловлено и может быть активным и однонаправленным, пассивным и разнонаправленным, предопределенным как внутренними, так и внешними по отношению к работнику обстоятельствами. Такая взаимосвязь и взаимодействие многообразных элементов побуждения работников к активной трудовой деятельности (интересов, мотивов, ценностных ориентации и т.п.), требующая комплексного, системного подхода к ее регулированию, называется мотивационным процессом. Мотивационный процесс включает 6 последовательных стадий от возникновения потребностей до их удовлетворения:

  1. Первая стадия
    Возникновение потребностей
  2. Вторая стадия
    Поиск способов удовлетворения (отказа, приглушения) потребностей
  3. Третья стадия
    Определение направления действий
  4. Четвертая стадия
    Выполнение определенных действий
  5. Пятая стадия
    Получение вознаграждения за действия
  6. Шестая стадия
    Удовлетворение потребностей

Мотивационный менеджмент представляет собой управление, в котором ключевые приоритеты отдаются мотивированию творческой, производительной, инициативной и профессиональной деятельности человека. Мотивационный менеджмент представляет управление, построенное на приоритетах мотивации делового поведения, т.е. на создании условий заинтересованности в результате и стремлении к его достижению.

Одним из основных звеньев механизма побуждения к активной трудовой деятельности является стимулирование труда персонала, представляющее собой метод воздействия на трудовое поведение работников через их мотивацию.
Стимулы - это, в отличие от мотивов, внешние по отношению к человеку воздействия, которые должны побуждать его к определенному трудовому поведению, вызывая его трудовую активность.

Функции стимулирования труда:

  1.  экономическая,  которая  заключается  в  содействии  повышению эффективности производства, решению конкретных экономических задач;
  2.  социальная - социально-экономическое положение работников определяется не только экономическими, но и в значительной степени социальными благами;
  3.  социально-психологическая - вся организация системы стимулирования оказывает воздействие на формирование внутреннего мира работников, его потребностей, ценностей, ориентации, установок;
  4.  нравственная (воспитательная) - отражается в формировании у работника нравственных качеств и трудовой морали при восприятии стимулов к труду.