Мотив – это побуждение человека к определенному типу поведения для удовлетворения возникающих потребностей. Данное понятие включает целую гамму опосредствованных звеньев: интересов, идеалов, ценностных ориентации, целевых установок и др., которые при определенных условиях становятся побудительными элементами индивидуального поведения.
Мотивов, определяющих поведение человека, - бесчисленное множество, и вполне логично, что в научной литературе, особенно в области организационной психологии, уже давно предпринимаются попытки их систематизации.
Классификация мотивов:
1) в зависимости от субъекта:
- индивидуальные;
- групповые;
- мотивы больших социальных общностей.
2) по объекту насыщения потребностей:
- материальные,
- социальные,
- духовные.
Материальные мотивы бывают коллективные и общественные. К духовным относят интеллектуальные, творческие и эстетические мотивы. Социальные мотивы связаны с социальными потребностями индивидов (например, с получением престижной работы, возможностью общения).
3) по основным видам деятельности:
- познавательно-преобразовательные,
- практически-преобразовательные,
- коммуникативные.
4) по иерархии - от наиболее общих, характеризующих направленность деятельности субъекта (концепция жизни, система ценностей), до ситуативных, связанных с удовлетворением частных потребностей в данной конкретной ситуации.
Разработка мотивационной теории невозможна без учета функций, которые выполняют мотивы. К ним относят следующие функции мотивов:.
- Побуждающая — мотивы вызывают и обусловливают активность объекта деятельности.
- Регулирующая - связана с доминированием в регуляции поведения тех или иных мотивов, с блокированием одних действий и принятием о начале других.
- Направляющая - под влиянием мотивов происходит выбор субъектом вида деятельности для достижения им конкретных целей.
- Коммуникативная - определяет различные возможности для общения и связей членов коллектива.
- Корректирующая - при помощи систем мотивов корректируются старые и формируются новые идеалы, нормы, ценностные ориентации.
Мотивация - совокупность внутренних и внешних сил, которые побуждают человека к деятельности, определяют его поведение, формы деятельности, придают этой деятельности целенаправленный характер, ориентируют на достижение личностных целей и целей организации.
Мотивация персонала выключает:
- мотивацию трудовой деятельности (побуждение персонала к эффективной трудовой деятельности, что в свою очередь обеспечивает вознаграждение и удовлетворяет имеющиеся потребности).
- мотивацию стабильной и продуктивной занятости,
- мотивацию развития конкурентоспособности работника,
- мотивацию освоения средств производства,
- мотивацию выбора нового места работы и т.д.
Действие факторов, влияющих на трудовую мотивацию, тесно переплетено, зачастую взаимообусловлено и может быть активным и однонаправленным, пассивным и разнонаправленным, предопределенным как внутренними, так и внешними по отношению к работнику обстоятельствами. Такая взаимосвязь и взаимодействие многообразных элементов побуждения работников к активной трудовой деятельности (интересов, мотивов, ценностных ориентации и т.п.), требующая комплексного, системного подхода к ее регулированию, называется мотивационным процессом. Мотивационный процесс включает 6 последовательных стадий от возникновения потребностей до их удовлетворения:
- Первая стадия
Возникновение потребностей
- Вторая стадия
Поиск способов удовлетворения (отказа, приглушения) потребностей
- Третья стадия
Определение направления действий
- Четвертая стадия
Выполнение определенных действий
- Пятая стадия
Получение вознаграждения за действия
- Шестая стадия
Удовлетворение потребностей
Мотивационный менеджмент представляет собой управление, в котором ключевые приоритеты отдаются мотивированию творческой, производительной, инициативной и профессиональной деятельности человека. Мотивационный менеджмент представляет управление, построенное на приоритетах мотивации делового поведения, т.е. на создании условий заинтересованности в результате и стремлении к его достижению.
Одним из основных звеньев механизма побуждения к активной трудовой деятельности является стимулирование труда персонала, представляющее собой метод воздействия на трудовое поведение работников через их мотивацию.
Стимулы - это, в отличие от мотивов, внешние по отношению к человеку воздействия, которые должны побуждать его к определенному трудовому поведению, вызывая его трудовую активность.
Функции стимулирования труда:
- экономическая, которая заключается в содействии повышению эффективности производства, решению конкретных экономических задач;
- социальная - социально-экономическое положение работников определяется не только экономическими, но и в значительной степени социальными благами;
- социально-психологическая - вся организация системы стимулирования оказывает воздействие на формирование внутреннего мира работников, его потребностей, ценностей, ориентации, установок;
- нравственная (воспитательная) - отражается в формировании у работника нравственных качеств и трудовой морали при восприятии стимулов к труду.