2.2.1. Мировая действительность и ее реальный образ. Свою поэтическую задачу Ф. Достоевский определил в связи с задачей опровержения нигилистической устремленности к преображению действительности: не отступать от реалистического изображения даже в самых общих вопросах человеческой жизни, опровержение «нигилизма» представить «не прямое, то есть от лица к лицу», а опосредованное – «в последнем слове умирающего старца» [89, 163].
В совершенно неожиданном свете поэтическая задача, сформулированная Ф. Достоевским, предстаёт, если мы попытаемся рассмотреть её в отношении к «интеллектуальному каркасу» (выражение К. Поппера) научного идеала, определяемого в фундаментальных научных исследованиях современной позитивной науки.
Во-первых, мы можем апеллировать к близости научного идеала, заложенного современною физикою в теории относительности Альберта Эйнштейна и реалистической поэтики Фёдора Достоевского: отыскать «взаимосвязь между мечтой Достоевского – землёй, не пропитанной человеческими слезами, и научными идеалами Эйнштейна; тем более что самому Эйнштейну принадлежат слова: Достоевский дал мне больше, чем Гаусс» [113, 166].
Во-вторых, именно вслед за Ф. Достоевским мыслители религиозно-философского возрождения открыли третий слой действительности, в котором объединены обе сферы наблюдаемого (созерцаемого, наличного) бытия: физическая и духовная. «У Бердяева трёхступенчатость бытия выражена в формуле: Бог, мир и несотворенная свобода, а осознание ненаблюдаемой реальности у него, так же как и у Шестова, выражено менее ясно, чем у Франка и Лосского. Лосский строит логику и гносеологию на признании третьего слоя бытия объединяющего духовную и физические сферы» [139, 203].
В-третьих, выводы создателей «системы конкретного идеал-реализма» Н. Лосского и С. Франка об объективном существовании носителей сущностных качеств и ненаблюдаемой реальности нашли косвенное подтверждение в фундаментальных исследованиях современного естествознания (в астрономии и физике) [139; 148]. Ученные вынуждены начинать свои теории с осознания реальности человеческого «я» при решении таких фундаментальных вопросов, как время, пространство, распространение света: «... мы, – пишет Вернер Гейзенберг, создатель квантовой теории и теории вероятностей, – не можем уйти от факта, что естествознание создано людьми. Естествознание описывает и объясняет природу не просто так, как она есть «сама по себе». Напротив, оно есть часть взаимодействия между природой и нами самими. Естествознание описывает природу, которая отвечает на наши вопросы и подвергается нашим методам исследования» [57, 43].
Поэтому мы можем вычленить реалистическую поэтику Ф. Достоевского, которая представляет собою основоположение метафизических практик, осуществлённых в религиозно-философском ренессансе; затем, попытаться проследить каким образом основоположения реалистической поэтики Ф. Достоевского были реализованы в «системе конкретного идеал-реализма», явившей собою завершающий, синтетический факт всего периода религиозно-философского ренессанса.
Следуя поставленной перед собой задаче, Ф. Достоевский стремился показать реальное положение человека в мире, неразрывно связанное с образом повседневности. Результат оказался иным, чем это думалось автору: мы можем говорить лишь о свободе страдания человека в мире, или как он сам писал в «Записках из подполья» о том, что причиною сознания может быть лишь страдание. Его поэтика включала три пути, позволяющих осуществить эту свободу: расщепление «евклидовой» статистической гармонии космо-прострнства; распад универсальной гармонии абсолютного пространства, в котором обезличивается реальность человеческого в мире; разложение Классической гармонии «соответствий» формы созерцания своему существу, в котором действительность человеческого существа в мире превращена в «представление представляющего».
2.2. Поиски новой достоверности знания
2.2.1. Мировая действительность и ее реальный образ
2.2.2. Направления интуитивизма
2.2.3. Учение о постигающей интуиции Николая Лосского