Главная (+0/0/72)


Последние комментарии
Обратная связь


Обратная связь

Логин:
Пароль:
 
  RSS 2.0
 

Управление персоналом / кадрами » Фонды экономического стимулирования объединений : 2. Фонд материального поощрения
автор: Statti 3 марта 2010 просмотров: 5344

2. Фонд материального поощрения

2.1. Механизм формирования ФМП и этапы его развития

Ведущим среди фондов экономического стимулирования предприятий (объединений) является фонд материального поощрения. Он играет достаточно значительную роль в системе материального стимулирования трудовых коллективов. В настоящее время ФМП составляет около 9% общего фонда оплаты труда в промышленности. В расчете же на одного работающего в данной отрасли ежегодные выплаты из ФМП за 1970—1985 гг. выросли со 118,3 до 222,4 руб..

Основное назначение фонда материального поощрения заключается в том, чтобы способствовать обеспечению единства системы экономических интересов. Увязка интересов общества с интересами предприятий (и их подразделений) осуществляется посредством механизма образования ФМП по результатам работы коллективов, сочетание же общенародных и коллективных интересов с личными интересами отдельных работников достигается через механизм использования средств фонда в соответствии с законом распределения по труду.

Механизм формирования фонда материального поощрения состоит из ряда элементов и включает модель связи этих элементов в системе. К ним относятся основные и дополнительные фондообразующие (фондокор-ректирующие) показатели, базовый показатель, экономические нормативы и источники образования фонда.

Фондообразующие показатели являются стержневым элементом всей системы формирования ФМП. Они определяют те стороны, те достижения в хозяйственной деятельности предприятий (объединений), которые подлежат стимулированию за счет средств данного фонда. Особую роль в механизме фондообразования играют так называемые базовые показатели, служащие исходной основой при формировании нормативов. Последние устанавливают взаимосвязь между изменением показателей и размером поощрения. Наконец, источники образования ФМП определяют, откуда должны черпаться средства для поощрения коллективов.

Модель соединения элементов в систему зависит прежде всего от принятых методов оценки результатов хозяйственной деятельности коллективов, определяющих в свою очередь характер применяемых нормативов. В качестве таких методов выделяют оценку:

  1. степени выполнения плана по тому или иному показателю;
  2. динамики показателей работы предприятия (рост или прирост показателя по сравнению с достигнутым уровнем);
  3. уровня использования коллективом имеющихся ресурсов (по сравнению с нормативно возможным на данном предприятии уровнем либо по сравнению с эталоном — лучшим достижением по отрасли или группе предприятий).

Соответственно следует различать модель механизма образования ФМП, ориентированную на стимулирование выполнения плана, «приростной» и «уровневый» механизмы формирования фонда.

Модель связи элементов может быть ограничена рамками годового планового периода, а может распространять свое действие на пятилетку. Кроме того, ее эффективность зависит от увязки выделяемых на поощрение коллективов средств с прибылью как реальным источником стимулирования. Механизм образования фонда материального поощрения характеризуется чрезвычайной подвижностью. Достаточно сказать, что за прошедшие с момента создания ФМП два десятилетия методика его образования изменялась пять раз (с учетом внедряемой сейчас методики для предприятий, работающих в условиях самофинансирования). Использованные на этих различных временных этапах формирования ФМП фондообразующие (фондокорректирующие) и базовые показатели представлены в табл. 2.

 

 

Важным шагом в деле совершенствования порядка формирования фонда материального поощрения должен был стать переход к его образованию в 1981 — 1985 гг. по стабильным нормативам, дифференцированным по годам пятилетки. В этом случае от результатов работы коллективов зависела бы вся сумма ФМП, а не только отклонения ее от пятилетнего плана. В отличие от механизма фондообразования, предусматривалось стимулирование принятия предприятиями (объединениями) напряженных планов не только на стадии разработки годовых планов, но и прежде всего на стадии разработки пятилетних планов. Особое значение имело также установление нормативов образования фонда материального поощрения в процентах к прибыли (расчетной прибыли), в то время как прежде в качестве базы отчислений выступали ФЗП или ФМП. Тем самым повышалась роль прибыли, которая превращалась из формального источника стимулирования в реальный фондообразующий фактор.

Однако в силу целого ряда причин данная методика фондообразования не оказала должного стимулирующего воздействия на коллективы предприятий. Не удалось, в частности, обеспечить усиления их материальной заинтересованности в принятии планов, превышающих контрольные цифры. Дело в том, что не было реализовано на практике требование доведения предприятиям нормативов отчислений в ФМП до утверждения. Негативное влияние на стабильность нормативов оказали как непрерывная корректировка планов, так и осуществленный в течение пятилетнего планового периода пересмотр оптовых цен. Не удалось провести в жизнь и решение об установлении нормативов, как правило, по отраслям (подотраслям) и группам производственных объединений (предприятий). Фактически коллективам утверждались индивидуальные нормативы образования ФМП.

Весьма сложным оказался трехэтапный порядок образования ФМП с соответствующей системой нормативов, связанных с разработкой пятилетнего плана, годовых планов и с учетом выполнения последних. Хотя было предусмотрено ограничение числа основных фондообразующих показателей для каждого отдельного предприятия двумя (а в некоторых отраслях тремя) показателями, к ним фактически добавлялись базовый показатель, а также дополнительные фондообразующие факторы. В результате на величину ФМП, по оценке экономистов, оказывало влияние более двух десятков факторов.

Однако стремление учесть все стороны деятельности предприятий делало процесс фондообразования трудноуправляемым и зачастую приводило не к усилению, а к ослаблению стимулирующего воздействия системы материального поощрения. Как показала практика, нередко без учета показателей и нормативов шло простое распределение сумм между отраслями и предприятиями исходя из достигнутого уровня.

Таким образом, попытка решить многочисленные проблемы стимулирования главным образом за счет фонда материального поощрения, составляющего сравнительно небольшую часть средств оплаты труда, возложение на него по существу непомерной нагрузки не создают должной заинтересованности коллективов в улучшении их хозяйственной деятельности.

Слабая зависимость величины данного фонда поощрения от достижения высоких конечных результатов и повышения эффективности производства наблюдалась довольно длительное время. Она имела место в 70-х годах и сохранилась в одиннадцатой пятилетке. В результате сложилась ситуация, когда назрели кардинальные изменения в механизме формирования ФМП, без которых невозможно достигнуть качественно более высокого уровня действенности этого фонда.

Новым этапом в совершенствовании механизма образования ФМП стало внедрение в 1986—1987 гг. в промышленности целого комплекса мер, апробированных в условиях крупномасштабного эксперимента и получивших нормативное закрепление в Типовом положении о порядке образования и использования фонда материального поощрения (единого фонда материального поощрения) в промышленности .

В новых условиях хозяйствования система материального стимулирования заметно упрощена. До минимума сведено количество основных фондообразующих показателей:

  • на предприятиях отраслевой промышленности группы «А» (кроме нефтяной, угольной, газовой и энергетической промышленности) в качестве такого показателя выступает показатель себестоимости, устанавливаемый в виде задания по снижению предельного уровня затрат на рубль товарной продукции;
  • на предприятиях отраслей группы «Б» — рост прибыли (расчетной прибыли). Тем самым был сделан шаг в направлении создания однофакторной модели формирования ФМП (хотя данная модель еще «отягощается» целым рядом дополнительных корректировок).

Принципиальное значение имеет и повышение роли экономических нормативов как важного рычага воздействия на хозяйственную деятельность предприятий (объединений).

В двенадцатой пятилетке была предпринята попытка практически реализовать требование обеспечения единства и стабильности нормативов как решающего условия их действенности путем перехода на так называемые «приростные» нормативы. Фонд материального поощрения предприятия (объединения) в плане на очередной год складывается в этом случае из размеров данного фонда по плану базового (предшествующего планируемому) года и дополнительных отчислений (уменьшения отчислений) по нормативам прироста (снижения) за каждый процент (пункт) превышения (снижения) фондообразующего показателя по сравнению с планом базового года. Тем самым внедрен метод стимулирования за динамику фондообразующего показателя, но в отличие от методики, применявшейся в годы восьмой пятилетки, — в зависимости не от темпов его роста, а от темпов прироста.

Использование приростных нормативов дает возможность устанавливать единые нормативы для всех предприятий подотрасли или отрасли в целом. Более того, в новых условиях хозяйствования установлены, как правило, единые межотраслевые нормативы прироста (снижения) фонда материального поощрения; они составляют 5% к ФМП по плану базового года за каждый процент снижения (увеличения) предельного уровня затрат на рубль товарной продукции и 1 % — за каждый процент прироста (снижения) прибыли по сравнению с планом базового года.

Важными условиями усиления эффективности системы стимулирования являются преодоление дублирования и достижение органического единства всех ее составных элементов. Как известно, в настоящее время в целях повышения действенности фонда заработной платы в практику хозяйствования широко внедряется нормативный метод его образования, переход к которому обеспечивает прямую зависимость ФЗП от роста объема производства и производительности живого труда. Тем самым функция стимулирования этих сторон хозяйственной деятельности предприятий непосредственно закрепляется за фондом заработной платы, являющимся основным элементом совокупного фонда оплаты труда. Это позволило в двенадцатой пятилетке отказаться от использования в качестве фондообразующего (при определении размеров ФМП) показателя производительности труда. В условиях сохранения установившихся пропорций между ФЗП и ФМП именно уточнение функционального назначения этих фондов дает возможность выйти на качественно новый уровень их воздействия на материальную заинтересованность коллективов в достижении наиболее высоких результатов и повышении эффективности производства. По существу внедренная в двенадцатой пятилетке система фондообразования направлена на сочетание комплексного подхода к стимулированию основных сторон деятельности предприятия с целевым характером образования средств фондов заработной платы и материального поощрения.



Страница 1 из 3 | Следующая страница
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • 1. Роль фондов экономического стимулирования
  • 3. Фонд социального развития: порядок образования и использования
  • Фонды экономического стимулирования
  • Фонд развития производства, науки и техники
  • 2.2. Распределение ФМП и организация премирования на предприятиях


  • Категория
    Еще из этой категории
     (голосов: 0)
    Комментарии (0)   Напечатать
     

    Попутные грузовые перевозки киев Область.;generico cialis barato
    Rambler's Top100 www.popularsite.ru позиция в рейтинге BestPersons.ru
    лечение гинекологических заболеваний в медцентре Атланта|клининг никополь