Главная (+0/0/72)


Последние комментарии
Обратная связь


Обратная связь

Логин:
Пароль:
 
  RSS 2.0
 

Управление персоналом / кадрами » Фонды экономического стимулирования объединений : Фонд развития производства, науки и техники
автор: Statti 17 июля 2010 просмотров: 2845

4.1. Роль ФРПНТ в управлении технической реконструкцией промышленного производства

В принятой стратегии ускорения социально-экономического развития важнейшее место отводится коренной технической реконструкции народного хозяйства, поскольку имеющаяся техническая база не позволяет решить стоящие перед страной экономические и социальные задачи. Речь идет об ускоренном обновлении основных производственных фондов на базе опережающего развития машиностроения и отраслей, определяющих научно-технический прогресс. «Предстоит осуществить новую техническую реконструкцию народного хозяйства и на этой основе преобразовать материально-техническую базу общества».

Техническая реконструкция народного хозяйства означает качественно новый этап преобразования созданного в стране производственного потенциала. Это обусловливает коренные изменения в структурной и инвестиционной политике. В капитальных вложениях резко возрастает доля средств на техническое перевооружение и реконструкцию действующего производства.

До недавнего времени на перевооружение и реконструкцию расходовалось менее 1/3 капитальных вложений. Между тем старение основных фондов, их физический и моральный износ ставят вопрос обновления весьма остро. Ежегодно в стране обновлялось лишь 2,3-2,5% основных фондов, а надо обновлять 6-8%2. Вот почему в перспективе до 2000 г. ставится задача удвоения производственного потенциала при качественном обновлении фондов. Важнейшим этапом в реализации этой задачи является двенадцатая пятилетка.

В этот период значительно увеличиваются капитальные вложения на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий и объединений. Доля этих затрат в общем объеме капиталовложений увеличивается с 38,5% в 1985 г. до 50,5% в 1990 г. Основным источником финансирования этих затрат на предприятиях и объединениях призван быть фонд развития производства, науки и техники. На это прямо указано в Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года: «Поднять роль фондов развития производства в техническом переоснащении объединений и предприятий, обеспечив первоочередное направление средств указанных фондов на эти цели».

Масштабность и значимость решаемых задач в области технического перевооружения и реконструкции заставляют несколько иначе взглянуть на сам фонд развития производства, на его место в системе экономического стимулирования и хозрасчета.

Традиционно этот фонд рассматривался как один из равных по назначению хозрасчетных фондов экономического стимулирования (ФМП, ФСКМ и ЖС, ФРП), призванных создать эффективную систему материальной заинтересованности коллективов производственных объединений и предприятий в повышении эффективности производства. В целом такая формулировка не вызывает сомнения, однако функциональное назначение фонда развития производства в современных условиях не только расширяется, но и ставит его на особое место в системе хозрасчетных интересов предприятий.

Фонды экономического стимулирования являются важнейшими экономическими рычагами управления коллективными интересами.

Какова же специфика ФРП в отличие от других фондов с позиции этих интересов?

С позиций хозрасчетных интересов трудовых коллективов поощрительные фонды представляют как бы конечную субстанцию материального интереса, так как связаны с его конкретными элементами - премиями, выплатами, жильем, путевками и т. д. В отличие от них фонд развития производства отражает промежуточную, опосредованную субстанцию, которая только обусловливает возможность удовлетворения конечного интереса. Эта возможность будет реализована только тогда, когда средства этого фонда, будучи эффективно использованы, дадут дополнительную прибыль - источник образования фондов экономического стимулирования.

Другое отличие фонда развития состоит в том, что, обеспечив рост прибыли, он обеспечивает и свое воспроизводство, т. е. чем больше прибыль, тем больше средств будет отчислено в этот фонд. Что же касается двух других хозрасчетных фондов, то они воспроизводят себя опосредованно через рост производительности труда работников. Это различие основано на различии целевого назначения каждого фонда.

Целевое назначение ФРП состоит в том, чтобы обеспечить интенсивный тип воспроизводства основных фондов, а ФМП, ФСКМ и ЖС связано с воспроизводством рабочей силы, созданием заинтересованности в росте производительности труда.

Таким образом, в системе хозрасчета фонд развития производства связан с воспроизводственной функцией, а два других фонда с реализацией функций материального стимулирования и ответственности.

Это обстоятельство, с нашей точки зрения, имеет принципиальное значение. Воспроизводственная функция хозрасчета до недавнего времени оставалась в тени, а акцент в трактовке хозрасчетных отношений делался на функции материального стимулирования и ответственности.

Сейчас, когда предприятия и объединения переходят на условия полного хозрасчета, самоокупаемости и самофинансирования, на первый план неизбежно и объективно выходят базовые хозрасчетные функции, отражающие экономические формы организации воспроизводственного процесса, это производственная и воспроизводственная функции.

Что же касается функций материального стимулирования и ответственности, то они только отражают способ использования базовых функций, раскрывая механизм управления.

Вот почему фонд развития производства как фонд, обеспечивающий реализацию воспроизводственной функции хозрасчета, выделяется из общей системы фондов экономического стимулирования и занимает особое место. Вместе с тем фонд развития производства, как и другие фонды экономического стимулирования, формируемые за счет прибыли, является составной частью распределительных отношений социалистического общества. Стимулирующее воздействие этого фонда на повышение эффективности промышленного производства проявляется как в процессе его формирования, так и в процессе распределения и использования в каждом трудовом коллективе.

Для создания фондов, направленных на развитие производства, объединения и предприятия располагают значительными финансовыми ресурсами.

В целом в промышленности общий объем всех фондов стимулирования научно-технического прогресса и развития производства за период с 1970 по 1980 г. вырос в 2 раза. Однако признать достаточными эти фонды нельзя, если исходить из требований коренной реконструкции народного хозяйства. В табл. 9 приведены данные о соотношении динамики амортизационных отчислений, фонда развития производства и прибыли в промышленности страны за период с 1970 по 1985 г. Они свидетельствуют о постоянном отставании темпов роста фонда развития производства в указанный период от роста амортизационных отчислений и относительной недостаточности этого фонда для обеспечения воспроизводства основных фондов в условиях полного хозрасчета и самофинансирования промышленных предприятий (объединений).

 



Страница 1 из 2 | Следующая страница
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • 1. Роль фондов экономического стимулирования
  • Фонды экономического стимулирования
  • 3. Фонд социального развития: порядок образования и использования
  • 2. Фонд материального поощрения
  • 2.2. Распределение ФМП и организация премирования на предприятиях


  • Категория
    Еще из этой категории
     (голосов: 0)
    Комментарии (0)   Напечатать
     

    Немецкий перфоратор Bosch | 100dayloanstoday.com
    Rambler's Top100 www.popularsite.ru позиция в рейтинге BestPersons.ru