3. Фонд социального развития: порядок образования и использования
Фонд социального развития представляет собой своеобразный общественный фонд потребления всего коллектива предприятия (объединения). Его создание было связано с тем, что в отличие от начального этапа социализма в современных условиях решение социальных вопросов и социальное планирование осуществляются не только в масштабе страны, но и на уровне основного производственного звена. Неуклонное возрастание роли предприятий (и прежде всего производственных объединений) в проведении социальных мероприятий вызвало необходимость формирования и последовательного расширения соответствующей финансовой базы.
Фонду социального развития отводится особое место в реализации коллективных и личных интересов работников в области социально-культурного развития, повышении их благосостояния, улучшении условий для высокопроизводительного труда. Данному фонду придается важное значение в выполнении планов социального развития коллективов, в закреплении кадров на предприятиях.
Формирование этого фонда поставлено в зависимость от общих результатов работы предприятия, что способствует усилению коллективной материальной заинтересованности в достижении высоких показателей хозяйственной деятельности. Правомерность такого подхода была обоснована В. И. Лениным, который указывал, что лучший пример организации производства должен сопровождаться неизбежным облегчением труда и увеличением суммы потребления для тех, кто эту лучшую организацию провел; что выдающиеся коммуны должны немедленно вознаграждаться не только повышением заработка, но и предоставлением большего количества культурных или эстетических благ и ценностей.
В то же время всем коллективам должен быть гарантирован определенный минимум средств на социально-культурные и бытовые нужды. При создании данного фонда необходимо учитывать и особенности условий, в которых живет и трудится коллектив. Так, на предприятиях, функционирующих на малоосвоенных территориях, отдаленных от крупных городов, где жилищное строительство обходится дороже, отсутствует развитая сеть культурных учреждений, размеры ФСР предприятий должны быть, естественно, больше, чем на аналогичных предприятиях, находящихся в обжитых районах.
В одиннадцатой пятилетке фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства образовывался по стабильным нормативам, установленным в пятилетнем плане с распределением по годам в размере 30—50% фонда материального поощрения.
Поскольку имела место прямая увязка этих фондов, ФСКМ и ЖС непосредственно зависел от тех же фондообразующих факторов, что и ФМП: от роста производительности труда, прибыли, удельного веса продукции высшей категории качества, выполнения заданий и обязательств по поставкам продукции и др. Однако при таком подходе к формированию ФСКМ и ЖС усиливалось дублирование в стимулировании одних и тех же сторон хозяйственной деятельности. Вместе с тем негативное влияние на действенность данного фонда оказывала сложившаяся практика зависимости выделения средств на социальное развитие производственных коллективов от решений министерств и промышленных объединений.
Важным шагом в деле совершенствования механизма формирования фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства стала методика фондообразования, апробированная в условиях крупномасштабного эксперимента и внедренная в промышленности в 1986—1987 гг. Формирование ФСКМ и ЖС приобрело самостоятельный характер, что значительно повысило роль данного фонда в стимулировании высокоэффективной работы трудовых коллективов. Оно осуществляется на основе единых нормативов прироста (снижения) фондообразующего показателя (т. е. аналогично созданию ФМП). При этом в качестве такого показателя на предприятиях промышленности группы «А» (кроме нефтяной, газовой, угольной промышленности и энергетики) и легкой промышленности принят рост производительности труда, а на предприятиях отраслей промышленности группы «Б» (кроме легкой промышленности) — рост прибыли. Нормативы прироста (снижения) ФСКМ и ЖС установлены, как правило, в размере 4% за каждый процент прироста (снижения) производительности труда, исчисленного нарастающим итогом к базовому (1985) году, и 2% за каждый процент прироста (снижения) прибыли к базовому (предшествующему планируемому) году.
на 1987 г. по данной методике на предприятиях промышленности группы «А» приведен ниже.
В Вцелом внедрение такой методики образования ФСКМ и ЖС, ведущее к отделению его динамики от динамики ФМП, прогрессивно, поскольку оно способствует усилению роли фонда в повышении заинтересованности трудовых коллективов в достижении более высоких результатов работы. Однако, несмотря на всю привлекательность единых нормативов, при формировании фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, на наш взгляд, необходима определенная дифференциация их по предприятиям (объединениям) в зависимости от места расположения последних, обеспеченности работников жильем, условий труда и т. п. Кроме того, как уже отмечалось, применение приростных нормативов ставит в невыгодное положение коллективы, напряженно работавшие в предшествовавшей пятилетке и израсходовавшие резервы повышения производительности труда.
В этой связи зафиксированное в Типовом положении разрешение дифференцировать, в необходимых случаях размеры нормативов образования ФСКМ и ЖС представляется недостаточным. Заслуживает внимания предложение экономистов о разработке определенной шкалы для установления процента прироста фонда с учетом местных условий предприятий, а также достигнутого ранее роста производительности труда1. Необходимо также увеличить норматив прироста фонда либо пересмотреть его базовую величину.
В ходе эксперимента в Сумском машиностроительном НПО им. М. В. Фрунзе и ПО «АвтоВАЗ» в 1985—1986 гг. была апробирована более прогрессивная методика образования фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, аналогичная методике образования фонда материального поощрения: ФСКМ и ЖС также формировался на основе долевых нормативов, устанавливаемых в процентах от массы прибыли. Причем в Сумском объединении такой норматив был установлен в размере 7,9% прибыли, остающейся в распоряжении коллектива, а в объединении «АвтоВАЗ» — в размере 19,5% прибыли, подлежащей распределению между бюджетом, министерством и фондами экономического стимулирования предприятия.
В целях создания дополнительной заинтересованности коллектива в росте производительности труда в Сумском объединении была установлена зависимость абсолютного размера отчислений в ФСКМ и ЖС в течение года от выполнения плана по данному показателю. При выполнении и перевыполнении плана по росту производительности труда фонд увеличивается на 10% за счет прибыли, предусмотренной на эти цели в плане. За каждый процент невыполнения плана по указанному показателю фонд уменьшается на 4% (но не более чем на 20% его плановой суммы).
Исключительное значение имеет реализация в ПО «АвтоВАЗ» принципа зарабатывания коллективом значительной массы средств для своего социального развития. В целях расширения функций и повышения роли ФСКМ и ЖС в объединении наряду с ранее установленными целевыми направлениями за счет средств данного фонда осуществлялись затраты на содержание жилых домов и объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, которые прежде финансировались из бюджета или в порядке распределения прибыли. Правда, отмеченный принцип был реализован еще не в полной мере, ибо в нормативах образования данного фонда предусматривались средства на жилищное строительство только в объеме, выполняемом хозяйственным способом и составлявшем лишь около 12% плана строительства жилья1. Бюджетный метод выделения средств на социальное развитие был также сохранен.
В отличие от порядка формирования порядок использования фонда социально-культурных мероприятий и жилищного строительства предприятий, перешедших на новые условия хозяйствования, не претерпел кардинальных изменений.
С учетом решения первоочередных социальных задач трудовых коллективов действующим в двенадцатой пятилетке Типовым положением рекомендуется выделять в смете расходования фонда ряд основных направлений использования средств.
Важнейшим направлением является финансирование затрат на строительство (долевое участие в строительстве), расширение и капитальный ремонт жилых домов, детских садов и яслей, пионерских лагерей, домов отдыха, санаториев, клубов, спортивных сооружений и других объектов культурно-бытового и оздоровительного назначения.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.