Личность - это индивид как субъект деятельности, свойства которого определяются конкретно-историческими условиями жизни общества. Биологическое и социальное начала в человеке взаимодействуют, влияют друг на друга. Генетическая программа служит лишь базой, основой для развития человеческих качеств. Только развитие духовной культуры, воспитание человека, развитие его способностей с помощью целенаправленной социальной программы создают личность человека, и именно с помощью социальной программы развивается надбиоло-гическая сфера человека и вместе с тем развивается его мозг. Для формирования над биологической сферы общество использует как совершенствование объективных условий жизни людей, так и организацию всей воспитательной работы в семье, школе, на производстве, в трудовых коллективах. Сложен путь становления духовного облика человека. Только в процессе взаимодействия генетической и социальной программ проявляется природа становления уникальности личностных качеств и свойств людей.
Под свойствами и индивидуальными качествами личности понимаются устойчивые образования, обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. В психологии пока нет четкой классификации свойств личности. Обычно психологи выделяют такие свойства личности, как темперамент, способности и характер.
Свойства личности имеют различное происхождение. Имеются природные свойства личности - органические потребности, свойства темперамента — это исходные свойства, которые определяют динамику протекания психологических процессов. Формирование психической деятельности и свойств личности совершается одновременно и представляет собой органически связанный процесс. Свойства возникают из процессов и проявляются в процессах. Исходными психологическими процессами являются: ощущения и восприятия, память, мышление и воображение, эмоции и волевые процессы, с помощью которых человек отображает действительность, формирует знания, приобретает жизненный опыт и осуществляет практическую деятельность.
Для свершения конкретного вида практической деятельности человеку необходимо обладать определенной совокупностью личных свойств, наиболее адекватно отвечающих требованиям данной работы. Любой уровень управления предъявляет свой комплекс специфических требований, которым должен удовлетворять соответствующий этому уровню субъект управления. „Всякая работа управления, — писал величайший вождь и руководитель В. И. Ленин, - требует особых свойств" .
Какими свойствами, качествами должен обладать работник, претендующий на должность руководителя предприятия (объединения), следует ли изучать и классифицировать качества руководящей личности, для кого этот анализ необходим? Начнем с последнего.
Во-первых, знания по психологии личности, психологии коллектива и социальной психологии необходимы самому руководителю для самооценки, построения правильных взаимоотношений с подчиненными, воспитания и развития определенных, недостающих ему для эффективного управления качеств и свойств.
Во-вторых, это изучение и оценка необходимы конкурсным комиссиям для тщательного отбора кандидатов на руководящие посты.
По какой же схеме изучать личность руководителя предприятия (объединения), какую для этого выбрать классификацию личностных свойств? Учитывая научные данные о структуре личности, требования к ней, вытекающие из функциональных обязанностей директора (генерального директора), важно выделить в общей структуре личности
совокупность качеств, необходимых для эффективного управления коллективами, включив в нее три крупных блока качеств: политические, деловые и личностные. Она
будет основываться на следующих положениях оценки руководящей личности:
а) с точки зрения добросовестности,
б) с политической позиции,
в) знания дела,
г) администраторских способностей.
Особо важное значение имеет мсысль о том, что кадры должны подбираться "по новым меркам, по соответствию новым задачам".
Среди качеств, которыми должен обладать руководитель, на первое место необходимо ставить политические. Следует отметить, что „нельзя допустить, чтобы из поля зрения уходили такие качества руководителей, как идейно-теоретический кругозор и политическая зрелость, моральные устои, способность убеждать и вести за собой людей".
Политические качества руководителя
К группе политических качеств относятся:
а) политическая убежденность, которая органически сочетается с подлинной сознательностью, идейностью и принципиальностью. Политически убежденный руководитель не отделяет свою совесть от тех требований, которыепредъявляют к нему окружающие. Глубоко веря в правоту своего дела, он действует с полным пониманием своей ответственности за порученное дело;
б) политическая зрелость, проявляющаяся в умении подходить к решению любых хозяйственных вопросов с партийных позиций, правильно сочетать общенародные, групповые
и личные интересы трудящихся. Ее характеризуют также обостренное чувство ответственности за порученное дело;
в) высокая партийная активность (пропагандистская работа в сети политического просвещения, выступление с лекциями и докладами в коллективе, умение на основе фактов
и данных убедить слушателей в правоте излагаемых им идей);
г) настойчивость в проведении в жизнь принципов демократии, в развитии активности различных общественных формирований в управлении делами коллектива, повышении роли его членов в решении хозяйственно-политических задач.
Группа деловых качеств руководителя включает прежде всего профессиональные знания и навыки. Руководителю необходимо обладать определенным объемом знаний в области техники, технологии и организации производства, в области научных открытий соответствующей профилю предприятия отрасли знаний, с тем чтобы своевременно внедрять их в производственный процесс. „Чтобы управлять - нужно быть компетентным, нужно полностью и до точности знать все условия производства, нужно знать технику этого производства на ее современной высоте, нужно иметь известное научное образование".
Кроме этих знаний, руководителю необходимо обладать знаниями в области экономики и права, психологии и педагогики и особенно знаниями науки управления. „Где . . . можно управлять без компетентности, управлять без полного знания, без знания науки управления? . . . Чтобы управлять, надо знать дело и быть великолепным администратором". Уровень профессиональных знаний руководителя характеризует его компетентность в решении любых производственных вопросов, так как „компетентен тот, кто знает". Компетентность предполагает хорошую ориентировку руководителя в области знаний, соответствующей профилю предприятия (объединения), наличие профессиональных знаний, быстрое схватывание сути дела при разборе конкретных производственных ситуаций и др.
Следует отметить, что профессиональные знания сами по себе не являются залогом успешного управления производственными коллективами. Для успешного управления руководитель должен обладать организаторскими способностями, определенными умениями и навыками. Любая личность обладает общими и специальными способностями. Под общими способностями понимается система свойств личности, которая обеспечивает успешность в овладении знаниями, а под специальными — система свойств личности, обеспечивающая достижение высоких результатов в специальной области деятельности. Специальные способности характеризуют возможность человека усваивать и применять знания и навыки.
Ведущим свойством способности к организаторской деятельности является умение видеть перспективу, для чего руководителю необходимо обладать глубоким мышлением и творческим воображением. А чтобы правильно определять генеральное направление развития коллектива, нужно знать тенденции развития науки и техники, найти применение новшествам на своем предприятии, определив их экономическую эффективность. Но сегодня и этого недостаточно. Сейчас руководителю необходимо лично организовывать и вести научно-практическую работу с участием специалистов своего объединения, с привлечением ученых из соответствующих научных организаций и вузов, координировать усилия ученых и практиков, осмысливать все новое и передовое и активно внедрять его в производство.
У руководителя должно быть остро развито чувство нового, ему необходимо своевременно проявлять инициативу и использовать реальные возможности по совершенствованию производства, открываемые научно-техническим прогрессом.
Следующим важным для руководителя качеством является умение изучать, правильно расставлять и воспитывать подчиненных работников, поручать им работу, с которой они смогут успешно справиться.
Подбор кадров, их воспитание, повышение у них ответственности за порученное дело — это сложный и многогранный процесс, требующий от руководителя пристального внимания. Талантливый руководитель наблюдателен, быстро ориентируется в людях, способен привлекать к себе подчиненных; При оценке людей он в первую очередь руководствуется не личными симпатиями и антипатиями, а их деловыми качествами, старается быть беспристрастным в любой конфликтной ситуации, вырабатывает в себе привычку спокойно и по-деловому воспринимать критику.
Руководителю необходимо также обладать такими качествами, как решительность и смелость, умение своевременно принимать управленческие решения, проводить их в жизнь и устанавливать действенный контроль за их реализацией. Совершенно недопустимо уклонение руководителя от принятия решения, если вопрос назрел.
Чтобы не потонуть в текучке дел, руководителю следует делегировать часть своих полномочий, разграничивать обязанности между подчиненными, правильно распределять права и ответственность между ними. Руководитель не должен стремиться все вопросы решать сам, подменяя тем самым своих заместителей, а должен устанавливать личную ответственность „каждого лица за точно определенное дело".
Совокупность профессиональных знаний, организаторских способностей и деловых качеств будет характеризовать кругозор хозяйственника, который предполагает активное соединение знаний и эрудиции с действительностью, с живой практикой. Чем шире кругозор у руководителя, тем больше он соответствует своей должности, тем лучше выполняет требования, предъявляемые к нему научно-технической революцией.
Личные качества руководителя.
Другой блок качеств руководителя составляют его личные качества. Их можно подразделить на две группы: психофизические и морально-нравственные качества. В группе психофизических качеств прежде всего следует выделить волю.
Сильная воля руководителя выражается в его сознательных действиях для достижения поставленных целей. Волевого человека характеризуют принципиальность, разумная настойчивость, решительность, энергичность, упорство в достижении цели, высокая дисциплинированность. Руководители с сильной волей направляют все свои знания, способности, навыки и чувства на достижение поставленных задач. У руководителей со слабой волей, как правило, отсутствуют навыки и умение доводить начатое дело до конца, они боятся принимать решения в ответственных ситуациях, им не хватает собранности, настойчивости, целеустремленности, они нередко пытаются переложить свою ответственность на заместителей и помощников.
Руководителю необходимо обладать также профессиональным восприятием, чтобы воспринимать явления опосредованно через знания, опыт и профессиональный интерес. Это дает возможность видеть глубже и шире, улавливать не только главное, но и детали. Особенно остро руководитель обязан воспринимать нужды подчиненных, знать их психологические особенности, т. е. найти к каждому из них индивидуальный подход.
Необходимо руководителю также и обостренное внимание, которое концентрируется на главных проблемах производства и удерживается на них до полного и всестороннего их разрешения, а затем своевременно и быстро переносится на другие объекты. Большие требования предъявляются и к памяти руководителя. Она должна быть достаточно объемной и точной, мышление — конкретным, практически действенным, речь — четкая и ясная.
Морально-нравственные качества руководителя
В следующую большую группу личных качеств входят морально-нравственные. Это многочисленная группа качеств, но важнейшие из них „такие человеческие черты, как честность, неподкупность, скромность". К морально-нравственным качествам относятся и такие, как справедливость, вежливость, тактичность, умение уважать подчиненных.
Особенно необходимы руководителю чуткость, заботливость, отзывчивость по отношению к подчиненным. Хороший руководитель знает запросы и потребности коллектива, стремится к своевременному их удовлетворению, руководствуется следующей формулой:
„Связь с м ас со й.
Жить в гуще.
Знать настроения.
Знать все.
Понимать массу.
Уметь подойти.
Завоевать ее абсолютное доверие.
Не оторваться руководителям от руководимой массы, авангарду от всей армии труда"1.
Перечисленные выше политические, деловые и личностные качества в реальной жизни очень трудно найти в одном человеке. Однако при подборе кандидата на должность руководителя необходимо руководствоваться этими качествами. И при его назначении следует рекомендовать ему воспитывать в себе те или иные качества.
Для выяснения необходимых качеств линейного руководителя, установления их значимости для эффективного руководства автором проведено анкетирование на предприятиях и в объединениях различных отраслей промышленности Калининской области (см. Анкету).
При обследовании личностных качеств директора (генерального директора) предприятия (объединения) было распространено 450 анкет, в том числе 60 анкет среди начальников цехов, 250 — хреди мастеров и 140 — среди рабочих. Опрошенные начальники цехов считают, что по группе политических качеств для данной категории руководителей по порядку значимости важны следующие: политическая убежденность, политическая зрелость, высокая активность в деятельности партийных органов, активность в расширении демократизации управления.
По группе деловых качеств выяснялась значимость различных видов знаний, необходимых руководителям для успешной работы. Начальники цехов считают, что прежде всего этой категории руководителей необходимы знания в области организации производства, затем в области экономики и права, техники и технологии, науки управления и в области психологии и педагогики.
Значимость различных видов умений руководителей была про ранжирована следующим образом. Первое место из 9 ранжируемых видов способностей отведено умению руководителя видеть перспективу, второе — находить главное звено в работе, третье — своевременно принимать решения, четвертое — изучать, подбирать, расставлять и воспитывать кадры, затем в порядке значимости идут умение организовать свою работу, пойти на оправданный риск, побуждать людей к труду, отстаивать интересы своего коллектива и делегировать полномочия.
В группе личных качеств руководителей обследованию подвергались психофизические свойства и морально-нравственные качества. По степени важности психофизических свойств опрошенные начальники цехов проранжирова-ли их следующим образом: сильная воля, обостренное внимание, объемная и точная память, профессиональное восприятие и выдержанность. Из морально-нравственных качеств, по мнению начальников цехов, этой категории работников необходимы честность и справедливость, затем умение правильно реагировать на критику, вежливость, тактичность и чуткость к запросам подчиненных.
Так как мастера представляют собой наиболее многочисленную прослойку линейных руководителей, непосредственно организуют первичные коллективы на выполнение плановых заданий, острее чувствуют эффективность принимаемых директором решений и занимают среди принимавших участие в анкетировании наибольший удельный вес (55,5%), рассмотрим результаты их опроса более подробно.
Данные об опрошенных мастерах по полу, возрасту, образованию, партийности и стажу работы приводятся в табл. 2.1. По отраслевой принадлежности опрошенные мастера распределяются следующим образом: в машиностроении — 51,5 %, в химической промышленности — 6,8, в электротехнической — 22,8, текстильной — 13,6, полиграфической промышленности — 5,5 %. Результаты анкетирования определены в табл. 2.2.
Анкета по выяснению мнения (начальника цеха, мастера, рабочего)
о личностных качествах директора (генерального директора)
предприятия (объединения)
(нужное написать или подчеркнуть)
Отрасль промышленности________________________________________
Наименование предприятия ^__________________^__
Цех (нужное подчеркнудъ); заготовительный, механический, сборочный, вспомогательные цехи, обслуживающие производство Другие цехи
Специализация участка (нужное подчеркнуть): по технологическому признаку, по предметно-замкнутому признаку Количество человек в Вашем цехе
Ваши данные (нужное подчеркнуть): лол (мужской, женский) возраст
(полных лет) ?образование (начальное, неполное среднее, среднее, незаконченное высшее, высшее) стаж работы (всего____________________________, в том числе:
начальником цеха, мастером, рабочим) ___------------------------------------
Проранжируйте, пожалуйста, по значимости необходимые для эффективного управления качества руководителя предприятия (объединения), проставив цифры 1, 2, 3 и т.д.
I. качества: ( ) ; ( ) зрелость; ( ) высокая активность в деятельности ; ( ) активность в расширении
демократизации управления. Другие качества: ( )
. ( )_____________________
( )_____________________
(какие именно) II. Деловые качества:. ( ) а) знания:
в области техники и технологии; ( ) организации производства; ( ) экономики и права; ( ) психологии и педагогики; ( ) науки управления.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
) видеть перспективу;
) найти главное звено в работе;
) изучать, подбирать, расставлять
и воспитывать кадры; ) пойти на оправданный риск; ) своевременно принимать
решения и проводить их в
жизнь; ) делегировать полномочия;
)х побуждать людей к труду; ) организовать свою работу; ) отстаивать интересы своего
коллектива.
)
|
|
|
|
|
|
III. Личные качества а) психофизические: ( ) сильная воля; ( ) профессиональное восприятие; ( ) обостренное внимание; ( ) объемная и точная память; ( ) выдержанность и другие
качества.
( )
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
) умение правильно реагировать
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
) чуткость к запросам ненных.
|
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.