В специальной литературе все нематериальные методы мотивации подразделяют на две группы: организационные и социально-психологические.
К организационным методами мотивации относят:
- мотивацию участия работников в делах фирмы;
- программы профессионально-квалификационного развития рабочей силы, карьерный рост, мотивацию перспективой;
- гуманизацию труда (обогащение содержания труда; создание благоприятных условий для работы; демократизация управления, в том числе делегирование полномочий, рационализация режимов труда и отдыха, организация комнат психологической разгрузки);
- развитие трудовой состязательности;
- усиление деятельности внутризаводских средств массовой информации и воспитания;
- разработку и внедрение принципов корпоративной культуры;
- введение практики выдачи личного клейма;
- организацию работы по сбору замечаний и предложений работников;
- проведение анкетных опросов.
Социально-психологическими методами усиления трудовой мотивации являются:
- гласное признание заслуг;
- устное выражение благодарности руководителями;
- выражение благодарности в приказах;
- выражение благодарности в печати, на досках объявлений, по радио и т.д.;
- поздравление с юбилеями;
- фотографии на досках почета, в музеях, на буклетах и т.д.;
- посещение рабочих мест лучших работников высшими руководителями;
- уважение и доверие;
- одобрение и поддержка;
- отрицательное подкрепление (порицание, упрек, наказание);
- общение сотрудников.
Основной акцент в области подготовки отечественных специалистов в области управления в настоящий момент делается непосредственно на предприятии.
Опыт передовых компаний, добившихся значительных успехов в области реформирования системы обучения и переподготовки кадров, является весьма полезным для дальнейшего его использования в корпоративном менеджменте других предприятий промышленного комплекса страны.
Для усиления трудовой мотивации персонала работа в этом направлении должна вестись комплексно, с охватом в единой системе следующих трех направлений:
- повышение качества общего руководства;
- повышение качества управляющего персонала на средних и низовых уровнях внутрифирменного управления;
- повышение профессионального мастерства и качества труда рабочих
Основные направления обучения и повышения квалификации персонала:
- обучение для освоения новых методов и приемов выполнения трудовых операций
- обучение по новым направлениям развития предприятия
- первичное обучение и переобучение в соответствии с задачами предприятия и спецификой выполняемых работ
- обучение для повышения общей квалификации
- обучение для ликвидации разрыва между требованиями должности и личными качествами.
Серьезная работа ведется по подготовке резерва руководителей структурных подразделений:
- обучение по индивидуальным планам, в школах резерва;
- обучение на курсах повышения квалификации;
- овладение методикой ФСА;
- отбор для выдвижения на вакантную должность.
В то же время не стоит забывать и о том, что, помимо положительного подкрепления, в практике управления необходимо использовать в определенных ситуациях и метод стимулирования наказанием. Наказание - сложный способ активизации трудового поведения человека, ибо он всегда требует индивидуального подхода. Разрабатывая действенную систему трудовой мотивации, менеджер должен учитывать основные психологические факторы, влияющие на трудовую активность работников. К ним можно отнести следующие:
- чрезмерное вмешательство со стороны непосредственного руководства;
- отсутствие психологической и организационной поддержки;
- недостаток необходимой информации;
- чрезмерная сухость и недостаток внимания руководителя к запросам подчиненного;
- отсутствие обратной связи, т.е. незнание работником результатов своего труда;
- неэффективное решение руководителем служебных проблем работника;
- некорректность оценки работника руководителем;
- недостаточный уровень заботы о мотивации сотрудника.
Для достижения высокого уровня мотивированности персонала необходимо проведение тщательно спланированной и систематически проводимой работы по улучшению производственных взаимоотношений, снижению уровня конфликтности и созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.