Главная (+0/0/72)


Последние комментарии
Обратная связь


Обратная связь

Логин:
Пароль:
 
  RSS 2.0
 

Логика » Логика - учебнометотодическое пособие. Сушинский : Введение
автор: Profesor 17 октября 2010 просмотров: 12176

Процессы дегуманизации, деидеологизации, политизации и стереотипизации, наиболее явственно обнаружившие себя в отечественной культуре во второй половине 1980 и первой половине 1990, обусловили поступательное снижение роли фундаментальных научно-познавательных программ. Этим объясняется недостаточное внимание к метафизическому наследию в отечественной философской традиции. Одним из отрицательных этого процесса является поступательная деградация всего комплекса гуманитарного познания. Поэтому своевременным для гуманитарного знания в целом и для философии, как одной из элементов его целостной структуры, представляется планомерное повышение исследования роли универсальных компонентов его структуры. Значение этих исследований заключается в том, что они позволяют избегнуть догматизма и радикализма в оценке творческих и познавательных возможностей человеческой деятельности, а так же ожиданий, связанных с ними.
Актуальность темы исследования. Особенное значение русскоязычной культуры для Украины обусловлено исторически и признано нормативно. Это предопределило актуальность данного исследования русской философской мысли, которая является неотъемлемой частью всей русской культуры.
Известно, что философия на многих уровнях теоретических поисков, а также практики просвещения способна предоставить человеку возможность овладеть духовным наследием, приобретенным историей познания и тем способствует процессу осознания ценности этого наследия. Критическая рефлексия результатов философско-исторического процесса в отечественной духовной традиции стала необходимым элементом воссоздания, освоения и присвоения достижений единой гуманистической традиции, которой и представлены составные элементы структуры европейской цивилизованности и национальных культур, созданных ею.
Другой важный факт, влияющий на состояние современной философской мысли – это глобальные проблемы современности. Единство их в том, что они унифицируют и универсализируют способы их решения. Это и упрощает, и усложняет необходимость интеграции опыта всеобщих форм мышления. В  практике это означает своеобразное воссоздание и ретрансляцию духовных традиций, в частности национальных культур. И опыт европейской метафизики здесь подтверждает сказанное, поскольку ее многообразные учения интегрируются в разноликость европейских культур вообще, преодолевая при этом языковые, психологические, религиозные ограничения и барьеры.
Следующий факт, определивший актуальность темы диссертационного исследования, обусловлен значением русскоязычных элементов в морфологии культурного ландшафта Украины. Мы отмечаем, что культурные ценности Российской империи, в состав которой большей частью входила Украина на длительном историческом этапе своего существования, абсорбировал наиболее значительные проявления и европейского менталитета, и культуру собственных национальных окраин. Это не могло не иметь общемирового значения в истории: “золотой” и “серебряный” век в истории русской литературы «русский модерн», «русский авангард» и т.д. В ряду этих достижений духовной культуры особенное место занимает «русский религиозно-философский ренессанс». Источники говорят, что это была эпоха рождения самобытной русской философской мысли, итогом которой оказалась метафизическая система, получившая название “системы конкретного идеал-реализма”.
У истоков этой мысли стояли два выдающихся философа – это Н. Лосский и С. Франк. Освоение достижений их философского наследия, понимание и оценка проблем их философского поиска позволяет обогатить национальное пространство духовной культуры результатами философской мысли, которая имеет общемировое значение и способна интегрировать ту часть русской культуры, которая не может являться исключительной принадлежностью какой-либо одной части восточнославянских этносов.
Актуальность темы диссертационного исследования определена еще одним немаловажным фактом. Освоение пространства, в котором формируется современная украинская государственность невозможно без объективного отношения к нашей собственной истории, к тому же независимо от политических и идеологических интересов. “Русский религиозно-философский ренессанс” состоялся в условиях общего кризиса европейского гуманизма. Однако сам факт необычайного подъема роли духовной культуры в интеллектуальной жизни доказывал, что и при неблагоприятных обстоятельствах философия, особенно в своих метафизических опытах, способна обеспечить поиск возможности обновления традиций и расширения горизонта мышления. В рассматриваемый период его диапазон вместил как мистические и пантеистические представления, так и утонченные и изящные (хотя и противоречивые) философские системы. Многие из них должны были стать свидетельством единства гармонии мировой действительности и человеческого существования, творческого поиска и познавательной деятельности, общечеловеческого и личностного. Каких бы измерений не достиг бы этот синтез, его конечной целью всегда оставался человек во всем разнообразии проявлении своего существования. Антропологическая направленность синтеза должна была иметь практическое значение. Сегодня, когда актуальнейшее значение имеет проблема несоответствия экзистенциального бытия человечества и способов его доминации в общественной и личной жизни, наша тема приобретает особую значимость.
Связь работы с научными программами, планами, темами. Диссертационное исследование связано с темою кафедры философии Донецкого национального университета – «Теория единого закономерного исторического процесса» (0101g005720). Тема работы утверждена Ученым советом Донецкого национального университета 31 января 1997 г., протокол №1. Она является составной частью комплексной научно-исследовательской работы, проводимой кафедрой.
Цель и задачи исследования. В диссертационном исследовании представлен один из важнейших периодов в истории русской мысли – это «русский религиозно-философский ренессанс» конца 19-го и начала 20-го столетий. Исследование данного периода в современном социально-историческом контексте требует дифференциации понимания задач собственно мышления и его идейно-политической мотивации.
В теоретическом плане это предполагает следующие цели:
  • - выявить условия концептуализации русской мысли в контексте понятия эпохи «завершения метафизики»;
  • - раскрыть проблему автономии мышления в русской культуре на примере «системы конкретного идеал-реализма»;
  • - охарактеризовать «основные понятия метафизики» в русской мысли периода «религиозно-философского ренессанса».
В практическом плане достижению поставленных целей способствует решение следующих задач:
  • - классификация материала диссертационного исследования в отношении к проблеме институцианализации опыта русской философской мысли в конце 19-го и начале 20-го столетий;
  • - систематизация содержания диссертационного материала в связи с наиболее характерными проявлениями русской философской мысли 19-го и первой половины 20-го столетий;
  • - интерпретация полученных результатов диссертационного исследования в отношении к возможности их использования для решения теоретических и практических, а так же дидактических проблем.
Использование результатов, полученных в диссертационном исследовании, позволяет избежать стереотипизации представлений о направлении философско-исторического процесса, упрощения его движущих сил, и отказаться от претензии обнаружить его универсальную законосообразность. А так же позволяет оптимально использовать принципы плюрализма в истолковании отдельных феноменов философско-исторического процесса и рассмотреть их с точки зрения результатов становления социально-философской антропологи в русской философской мысли в 19-м и начале 20-го столетия.
Объект диссертационного исследования. Это традиция русской метафизики, связанная в первую очередь с «системой конкретного идеал-реализма». В философско-историческом процессе русской мысли конца 19-го и первой половины 20-го столетия ее обосновали и развивали в своих трудах Н. Лосский и С. Франк. Она является единственным образцом целостной метафизической системы в ее истории.
В диссертационное исследование вошли отдельные положения работ П. Адо, Аристотеля, П. д’Арси, Р. Барта, М. Баткина, И. Вайенберга, М. Вебера, В. Виндельбанда, Гегеля, В. Гейзенберга, М. Горского, Ж. Делеза, М. Добрянского, А. Замалеева, И. Канта, М. Кисселя, Б. Кузнецова, Ю. Лотмана, П. Рикера, Б. Успенского, М. Фуко, М. Хайдеггера, А. Хосроева, Д. Чижевского. Они позволили концептуализировать его материал в определенной философско-исторической перспективе, и рассматривать его в отношении к использованию результатов исследования для решения теоретических проблем социально-философской антропологии.
В содержание данного исследования были также включены произведения авторов в разное время касавшихся проблем систематического мышления. Это произведения представителей «философии целостного разума» (И. Киреевский, А. Хомяков), сформулировавшие задачу создания целостной и всесторонней системы «живознания», отличного от отвлеченных абстрактных схем традиционной метафизики. Ф. Достоевский и В. Соловьев, творчество которых сформировало пространство современной русской мысли и предопределило многие из последующих тенденций в ее развитии. Работы А. Козлова, А. Введенского и других авторов, в интеллектуальных дискуссиях с которыми вырабатывались основные направления решения систематических проблем мышления и интерпретации основных задач в пределах как метафизической традиции в целом, так и в рамках «системы конкретного идеал-реализма».

В диссертационное исследование так же вошли отдельные работы представителей «школы всеединства», ортодоксальных последователей философско-поэтического творчества В. Соловьева – П. Флоренского, Е. Трубецкого, С. Трубецкого, оказавших значительное влияние на становление социально-философской антропологии в русской культуре первой половины 20-го столетия. Произведения Н. Бердяева, отразившие особенности философско-исторического процесса в России и Европе в 20-м столетии. Получившие всеобщее признание, работы наиболее видного представителя исторической школы в православном богословии отца Г. Флоровского, рассматривавшего историю русской мысли в ее различных контекстах православного религиозного сознания. Исследования В. Ильина по морфологии русской культуры, в которых нашла свое выражение многогранность ее культурно-философского опыта в конце 19-го и начале 20-го столетия.
В исследование вошли так же научно-теоретические изыскания философской традиции советского периода, творчество Н. Лосского и С. Франка оказалось в сфере научных интересов советских философов с середины 1950-х, оно рассматривалось как интуитивистское направление русского идеализма начала 20-го столетия. Наиболее полным исследованием философии Н. Лосского и С. Франка с начала 1960-х и на всем последующем этапе развития оставались работы И. Чуевой, в которых подробно была изложена система взглядов русских интуитивистов на проблемы теории познания. Кроме этого следует отметить так же критическое освещение данного вопроса Т. Ойзерманом, М. Маслиным, Н. Старченко, И. Щипановым, Л. Коганом, Л. Сувориным и др.
Важное место в диссертационном исследовании занимают работы, посвященные детальной разработке особенностей философско-исторического процесса русской мысли. Это уже ставшие классическими исследования по истории русской философской культуры А. Введенского, Э. Радлова, Б. Яковенко, Г. Шпета, А. Лосева, Н. Бердяева, Г. Федотова, М. Зернова, С. Левицкого, Н. Полторацкого и др. Произведения современных авторов, в которых важное место отводится решению отдельных проблем и особенностей русской мысли, а так же направления актуализации ее исторического наследия: А. Гулыга, В. Кувакин, В. Акулинин, В. Ахутин, Е. Барабанов, Н. Бонецкая, П. Гайденко, А. Ермичев, А. Замалеев, В. Филатов и др.
Проблемы, рассматриваемые в данном диссертационном исследовании, нашли отражение и в отечественной философской литературе. Актуальность этических проблем философского наследия С. Франка и Н. Лосского детально разработана в монографиях В. Ларионовой. Их значение в истории русской мысли конца 19-го и начала 20-го века объективно изложено в публикации Л. Байрачной и Н. Гончаренко. В монографии В. Капустина детально рассмотрена актуальность социальной философии метафизики Н. Лосского. В ней так же изложены направления, позволяющие использовать ее понятийный аппарат для решения теоретических проблем организации социальной деятельности. Следует отметить, что вопросы, поставленные интуитивизмом, находят свое решение в самых различных направлениях современной философской исследовательской работы: от контекста эвристических функций творчества до методологии анализа в научно-производственной деятельности (Е. Княжук, Т. Коробкина, В. Вербицкий и др.).
В диссертационном исследовании так же использованы работы зарубежных авторов. Они получили мировое признание, в том числе как специалисты в сфере исследований русской культуры, ее философской и религиозной мысли А. Валицкий, А. Койре, Р. Лаут, Э. Мюллер, Ж. Нива, Т. Шпидлек, Л. Люкс, М. Михайлов, Ч. Милош, А. Келли др.



Страница 1 из 2 | Следующая страница
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:

  • Раздел 1. "Религиозно-филосовский ренесанс" в эпоху "конца метафизики"
  • Логика. Сушинский М.И Учебно-методическое пособие
  • Раздел 2. «Генеалогия знания»: интутивистское обоснование ценностей
  • 1.1. Значения «религиозно-философского ренессанса» в «русской духовной трад ...
  • 1.3. Идея конкретности в «религиозно-философском ренессансе» «русской духов ...


  • Категория
    Еще из этой категории
     (голосов: 0)
    Комментарии (0)   Напечатать
     

    Rambler's Top100 www.popularsite.ru позиция в рейтинге BestPersons.ru